Мартини, Симоне

Мартини, Симоне
(Martini, Simone) Ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон. Итальянский живописец. Мастер сиенской школы. Работал в Сиене, Неаполе (1317), Орвието (ок. 1321), Пизе (ок. 1319), Ассизи (1320-е), Авиньоне (с 1339/1340). В 1317 возведен в рыцарский сан королем Неаполя Робертом. Был дружен с Петраркой, выполнил для него миниатюру в кодексе со стихами Вергилия (Милан, Амброзианская библиотека) и портрет возлюбленной Петрарки Лауры (не сохранился). Наряду с Джотто, своим творческим антиподом, С. Мартини — крупнейший итальянский живописец 1-й пол. XIV в. Искусство С. Мартини не имеет равных в Италии его эпохи по утонченной духовности и идеально-возвышенному строю. Унаследовав у Дуччо лучшие традиции сиенской школы — тонкую эмоциональность, мягкие, просветленные интонации повествования, острое чувство красоты цвета и линий, С. Мартини обогатил их более полно и органично воспринятыми элементами нового мировосприятия, формировавшегося в Италии с кон. XIII в., и знакомством с миром западноевропейской готики, ее утонченным спиритуализмом и светской рыцарской культурой, рафинированным языком изобразительного искусства. Последнее особенно проявляется в его многочисленных алтарных композициях, где сияющие на золотом фоне светло-красные, синие, ярко-голубые, сиреневые тона приобретают светоносность и драгоценность эмали, а безукоризненно отточенная линия — внутреннюю подвижность, одухотворенность и изысканную стилизованность. Поздние алтарные композиции С. Мартини, входившие в т. н. Полиптих Орсини, отмечены более открытой и драматической эмоциональностью. Широта диапазона и светские тенденции творчества С. Мартини особенно полно сказались в его фресковых росписях. Уже в первой из его сохранившихся работ — грандиозной росписи Маэста (Величание Мадонны, 1315, Сиена, палаццо Пубблико) — С. Мартини вступает в полемику с одноименной работой Дуччо. Триумф Мадонны трактован художником как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне светлыми, легкими оттенками голубых, розовых, золотистых тонов. В то же время все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется великолепному ковру, облик Девы Марии лишен иконописной строгости, а среди окружающих ее святых выделяются белолицые и розовощекие юноши и молодые женщины с задумчивым взглядом узких глаз. Этот новый идеал красоты и светское начало еще более решительно утверждаются во фресковом цикле История св. Мартина, где юный белокурый святой предстает скорее как герой рыцарского романа, чем персонаж традиционной житийной литературы. Фреска С. Мартини Кондотьер Гвидориччо да Фольяно (1328, Сиена, палаццо Пубблико) — первый дошедший до нас монументальный портрет современника, выполненный в Италии XIV в. Вместе с фреской С. Мартини Маэста и батальными сценами, написанными во 2-й пол. XIV в., он входит в живописный декор зала Маппамондо, объединенный идеей государственного могущества Сиены. В изображении полководца, проезжающего верхом на боевом коне на фоне покоренных замков и пустынного скалистого пейзажа, художник нашел необычные для него скупые и энергичные интонации и продемонстрировал незаурядное дарование портретиста. С. Мартини оказал большое влияние на творчество ряда итальянских мастеров XIV в., а также на развитие западноевропейской живописи поздней готики. Основные произведения: алтарь Св. Людовик Тулузский (1317, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), серия алтарных полиптихов Мадонна со святыми (1319, Пиза, музей Сан Маттео; ок. 1312, Орвието, музей Опера дель Дуомо; ок. 1312—1325, Бостон, Музей И. Гарднер; ок. 1320—1325, Кембридж, Музей Фицуильям), фресковый цикл История св. Мартина (1320-е, Ассизи, базилика Сан Франческо, нижняя церковь), Алтарь Сант Агостино, Благовещение (обе — ок. 1328, Сиена, Нац. пинакотека), Благовещение (ок. 1333, Флоренция, галерея Уффици), Полиптих Орсини (ок. 1333, отдельные композиции в музеях Антверпена, Берлина, Парижа), росписи фасада церкви Нотр Дам де Дом (ок. 1341, Авиньон), Дева Мария из Благовещения (ок. 1340—1341, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Marle R. van. Simone Martini et les peintures de son ecole. Strasbourg, 1920; Paccagnini G. Simone Martini. Milano, 1959; Bologna F. Simone Martini. Milano, 1966.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мартини, Симоне" в других словарях:

  • Мартини Симоне —         (Martini) (около 1284 1344), итальянский живописец. Представитель сиенской школы. Испытал влияние Дуччо ди Буонинсенья и французского позднеготического искусства В произведениях Мартини воплощены идеалы позднерыцарской культуры; им… …   Художественная энциклопедия

  • МАРТИНИ Симоне — (ок. 1284 1344) итальянский живописец. Фрески и алтарные картины отличаются одухотворенностью, утонченным спиритуализмом образов, изысканностью линии и цвета ( Благовещение , 1333) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мартини, Симоне — У этого термина существуют и другие значения, см. Мартини. Симоне Мартини Имя при рождении: Simone Martini Дата рождения: ок. 1284 Место рождения: Сиена …   Википедия

  • Мартини Симоне — (около 1284  1344), итальянский живописец. Фрески и алтарные картины отличаются свойственными поздней готике одухотворённостью образов, изысканностью линии и цвета («Благовещение», 1333). * * * МАРТИНИ Симоне МАРТИНИ Симоне (ок. 1284 1344),… …   Энциклопедический словарь

  • Мартини Симоне — Симоне Мартини Имя при рождении: Simone Martini Дата рождения: ок. 1284 Место рождения: Сиена Дата смерти: 1344 Место смерти: Авиньон …   Википедия

  • Мартини Симоне — Мартини (Martini) Симоне (около 1284, Сиена, ‒ июль 1344, Авиньон, Франция), итальянский живописец. Последователь и, возможно, ученик Дуччо да Буонинсенья, испытал влияние французского позднеготического искусства. Кроме Тосканы, работал в Неаполе …   Большая советская энциклопедия

  • МАРТИНИ Симоне — (Simone Martini) (ок. 1283 1344), итальянский художник Сиенской школы, наследник художественной традиции, крупнейшим представителем которой был Дуччо. Умер в Авиньоне, где провел последние пять лет своей жизни; служил при папском дворе живописцем …   Энциклопедия Кольера

  • Мартини Симоне — (ок.1284 1344) ит. живописец Проторенессанса, крупнейший мастер сиенской живописи; работал в Сиене, Ассизи, Неаполе (при дворе короля Робера Анжуйского), в последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Возможно,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Мартини — Мартини: Мартини (коктейль)  популярный коктейль. Водка мартини (водкатини)  коктейль из водки и вермута. Вариант мартини. Мартини (вермут)  марка вермута. Мартини (фестиваль)  фестиваль, ранее проходивший в Латвии. Мартини… …   Википедия

  • Мартини С. — Симоне Мартини Имя при рождении: Simone Martini Дата рождения: ок. 1284 Место рождения: Сиена Дата смерти: 1344 Место смерти: Авиньон …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»